Запис Детальніше

Теоретичний аналіз проблеми механізмів проектування життєвого шляху особистістю юнацького віку

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Теоретичний аналіз проблеми механізмів проектування життєвого шляху особистістю юнацького віку
 
Creator Гріньова, О. М.
 
Subject проектування життєвого шляху
особистість
юнацький вік
механізми
екзистенційна рефлексія
прийняття життєвих рішень
авторський життєвий вибір
суб'єктна самодетермінація процесу життєдіяльності
проектирование жизненного пути
личность
юношеский возраст
механизмы
экзистенциальная рефлексия
принятие жизненных решений
авторский жизненный выбор
субъектная самодетерминация процесса жизнедеятельности
life way self design
personality
youth age
mechanisms
existential reflection
acceptance of life decisions
authorial life choice
subject self-determination of process of life activity
159.923.2
 
Description Досліджено, що механізмом конструювання будь-якого проекту в теорії проектування є управлінські рішення. У проектуванні життєвого шляху механізм прийняття життєвих рішень актуалізує створення юнаком різних варіантів організації своєї життєдіяльності, спрямованої на досягнення життєвих цілей. Співставлення молодою людиною сконструйованих варіативних життєвих рішень та ідеального проекту свого буття, визначення найкращого життєвого рішення, яке найбільшою мірою реалізовує ідеальний життєвий проект в умовах її соціальної взаємодії реалізує механізм авторського життєвого вибору. Авторський життєвий вибір здійснюється індивідуумом на засадах особистісної свободи, автономії від соціальної детермінації, а також прийняття на себе відповідальності за реалізацію свого вибору. Механізмом, який забезпечує втілення авторського життєвого проекту особистості в її життєдіяльності, є суб’єктна самодетермінація. Осмислюючи себе як єдиного автора і водночас виконавця свого життєвого проекту, особистість юнацького віку стає суб’єктом свого життя.
В статье исследуется проблема механизмов проектирования жизненного пути личностью юношеского возраста. Проанализированы интерпретации понятия "проектирование жизненного пути" в работах современных ученых. Выявлено, что в процессе проектирования своего жизненного пути личность осуществляет конструирование смысложизненных ориентаций и воплощает их в жизненном проекте своего будущего - жизненных целях, планах. Механизмом осмысления личностью собственного "Я" и своего бытия является рефлексия. В юношеском возрасте экзистенциальная рефлексия интегрирует другие виды рефлексии и осуществляет осмысление человеком своего бытия в целостном пространственно-временном континууме. Средствами экзистенциальной рефлексии личность юношеского возраста конструирует систему авторских смысложизненных ориентаций. Исследовано, что механизмом конструирования проекта в теории проектирования являются управленческие решения. В проектировании жизненного пути механизм принятия жизненных решений актуализирует создание юношами разных вариантов организации своей жизнедеятельности, направленной на достижение жизненных целей. Сопоставление молодым человеком сконструированных вариативных жизненных решений и идеального проекта своего бытия, определение наилучшего жизненного решения, которое в наибольшей степени реализовывает идеальный жизненный проект в условиях его социального взаимодействия реализует механизм авторского жизненного выбора. Авторский жизненный выбор осуществляется индивидуумом на принципах личностной свободы, автономии от социальной детерминации, а также принятия на себя ответственности за реализацию своего выбора. Механизмом, который обеспечивает воплощение авторского жизненного проекта личности в ее жизнедеятельности, является субъектная самодетерминация. Осмысливая себя как единственного автора и в то же время исполнителя своего жизненного проекта, личность юношеского возраста становится субъектом своей жизни.
Theoretical analysis of the problem of mehanisms personality youth age life way self design is researched in the article. Interpretations of concept "life way self design" at works of modern scientists are analysed. It is educed, that, in process of life way self design, personality construct his sense-of-life orientations and embodies them in the life way project of the future - vital aims, plans. The mechanism of personality’s comprehension of his own "Self" and his life is a reflection. An existential reflection integrates all other types of reflection and supply the comprehension of human life in integrated spational and temporal continuum in youth. Personality constructs the system of authorial sense-of-life orientations facilities with tools of existential reflection in youth agr. It is researched, that the administrative decision is the mechanism of constructing of project in the theory of planning. The mechanism of acceptance of life decisions makes actual a creation of different variants of organization of life’s activity, directed to achievement of life aims in processes of life way self design of youngsters. Comparison of the constructed variable life decisions and ideal project of the life, choise of the best life decision, which in realizes an ideal life project in the conditions of personality’s social interaction the best, is realized by the mechanism of authorial life choice of a youngsters. An authorial life choice is carried out by an individual on bases of personality’s freedom, autonomies from social determination, and also on admission of responsibility for realization of the choice. A mechanism, which provides embodiment of authorial personality’s life project in his life activity, is subject self-determination. In processes of his comprehension as an exclusivey author and at the same time of performer of the his life project, personality of youth age becomes the subject of his life.
 
Date 2018-04-10T06:38:26Z
2018-04-10T06:38:26Z
2017
 
Type Article
 
Identifier Гріньова, О. М. Теоретичний аналіз проблеми механізмів проектування життєвого шляху особистістю юнацького віку / О. М. Гріньова // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 12 : Психологічні науки : зб. наук. праць. - Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2017. - Вип. 6 (51). - С. 77-83.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/18628
 
Language uk
 
Publisher НПУ імені М. П. Драгоманова