Інституціональні процеси в релігійно-церковному комплексі Волинського регіону в умовах суспільно-політичних трансформацій (1939 - початок ХХІ ст.)
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Інституціональні процеси в релігійно-церковному комплексі Волинського регіону в умовах суспільно-політичних трансформацій (1939 - початок ХХІ ст.)
|
|
Creator |
Панчук, Ірина Іванівна
|
|
Subject |
релігійно-церковний комплекс
Волинський регіон релігійні інституції релігійна ідентичність релігійна політика секуляризація конфесія религиозно-церковный комплекс Волынский регион религиозные институты религиозная идентичность религиозная политика секуляризация конфессия religious and church complex Volyn region religious institutions religious identity religious politics secularization confession 2-184+361.74+322.2+94(477)"ХХ-XXI" |
|
Description |
У дисертаційному дослідженні вперше здійснено філософсько-релігієзнавчий аналіз інституціональних трансформацій у релігійно-церковному комплексі Волинського регіону (до складу якого зараховуємо території Рівненської, Волинської, північну частину Тернопільської областей) як системній сукупності організаційно- структурованих церковних і релігійних інституцій у контексті суспільно-політичних змін на інституціональному та особистісному рівнях. Визначено, що Волинський регіон має іманентну лише йому конфесійно-інституційну специфіку. У ХХ столітті, починаючи з першої радянізації краю, релігійно-церковний комплекс досліджуваного історико-культурного ландшафту під впливом низки чинників (Друга світова війна, антирелігійні кампанії, «повернення» релігії у суспільне буття, ідентифікаційна криза у православ’ї, вплив постмодерної філософії тощо) зазнав незворотних інституційних трансформацій, що призвели до сьогочасних проблем функціонування релігійних інституцій. Визначено, що секуляризація у Волинському регіоні була основною складовою радянського модернізаційного проекту і впроваджувалась насильницькими, жорсткими методами (інституційним, адміністративним, правовим, психологічним) та прискореними, форсованими темпами. Через систему антирелігійних заходів тоталітарний режим намагався обмежити діяльну сферу релігійно–церковного комплексу. З’ясовано, що за таких обставин основні прояви унікальності індивідуального та універсального (що реалізується у релігійних переконаннях і практиках) відособились від визнаних державою релігійних інститутів і наблизились до неінституалізованого статусу, а відтак і набули більш ситуативних форм, перемістились в індивідуальний простір. Основним ініціативним суб’єктом цих процесів стали не лише священнослужителі, але й миряни. Запропонована модель, яка ґрунтується на концептуальному розгляді релігійно-церковного комплексу в усій багатоманітності його функціонування. З’ясовано, що на інституційні трансформації у православ’ї впливає наявність різних групових ідентифікацій – носіїв протидіючих тенденцій модернізації та традиціоналізації. Сучасні протестантські конфесії (баптисти, свідки Єгови) демонструють стабільну динаміку своєї присутності у регіоні. П’ятидесятницькі течії показують високу динаміку зростання й посилення своєї присутності в різних сферах суспільного буття Волинського регіону. Ідейна різноманітність і багатогранність спільнот і асоціацій християн віри євангельської афішує про якісно нові явища в українському євангельському русі та релігійному житті регіону, зважаючи на те, що Волинський регіон акумулює третину п’ятидесятників всієї України. В диссертационном исследовании впервые осуществлен философско- религиоведческий анализ институциональных трансформаций в религиозно- церковном комплексе Волынского региона (в состав которого относим территории Ровенской, Волынской, северную часть Тернопольской областей) как системной совокупности организационно-структурированных церковных и религиозных институтов в контексте общественно-политических изменений на институциональном и личностном уровнях. Определено, что Волынский регион имеет имманентную только ему конфессионально-институциональную специфику. В ХХ веке, начиная с первой советизации края, религиозно-церковный комплекс исследуемого историко-культурного ландшафта под влиянием ряда факторов (Вторая мировая война, антирелигиозные кампании, «возвращение» религии в общественное бытие, идентификационный кризис в православии, влияние постмодернистской философии и т.д.) подвергся необратимым институциональным трансформаціям, которые привели к сегодняшним проблемам функционирования религиозных институтов. Определено, что секуляризация в Волынском регионе была основной составляющей советского модернизационного проекта и внедрялась насильственными, жесткими методами (институциональным, административным, правовым, психологическим) и ускоренными, форсированными темпами. Через систему антирелигиозных мер тоталитарный режим пытался ограничить деятельную сферу религиозно-церковного комплекса. Выяснено, что при таких обстоятельствах основные проявления уникальности индивидуального и универсального (что реализуется в религиозных убеждениях и практиках) обособились от признанных государством религиозных институтов и приблизились к неинституализованному статусу, а затем и приобрели более ситуативные формы, переместились в индивидуальное пространство. Основными инициативнымы субъектами этих процессов стали не только священнослужители, но и миряне. Предложена модель, основанная на концептуальном рассмотрении религиозно-церковного комплекса во всей многогранности его функционирования. Установлено, что ситуация постмодерна способствует противостоянию модернизационного и традиционалистского проектов развития религиозных институтов. Традиционалистские (консервативные) тенденции, унаследованные в исследуемом историко-культурном регионе в православии от идеологов черносотенного движения (один из крупнейших центров черносотенства в Российской империи в начале ХХ века находился в Почаевской лавре), хранились и развивались в среде православного сектантства, враждебно настроенного к любому государственному институту. Также консервативные тенденции, имеющиеся в некоторых протестантских конфессиях Волынского региона, считают себя наследниками нелегально действующих групп, которые в условиях тоталитарного режима постоянно преследовались, вызвавшие их склонность к «закрытого» типа общинности. Выяснено, что на институциональные трансформации в православии влияет наличие различных групповых идентификаций - носителей противодействующих тенденций модернизации и традиционализации. Современные протестантские конфессии (баптисты, свидетели Иеговы) демонстрируют стабильную динамику своего присутствия в регионе. Пятидесятнические течения показывают высокую динамику роста и усиления своего присутствия в различных сферах общественной жизни Волынского региона. Идейное разнообразие и многогранность общин и ассоциаций христиан веры евангельской афиширует о качественно новых явлениях в украинском евангельском движении и религиозной жизни региона, несмотря на то, что Волынский регион аккумулирует треть пятидесятников всей Украине. This thesis is the first attempt of a comprehensive philosophical and religious studies analysis of the institutional transformations in the religious and church complex of Volyn region (which contains the territories of Rivne, Volyn and the north part of the Ternopil regions), understood as a system set of organizational structured ecclesiastical and religious institutions in a context of social and political changes on an institutional and personal level. It is defined that the Volyn region has its own immanent confessional and institutional particularity. Beginning from the first Sovietization of the region in the twentieth century, the religious and church complex of investigated historical and culture landscape underwent the nonreversible institutional transformations under the influence of several factors (the Second World War, anti-religious campaigns, the “return” of religion in the social life, an identification crisis in Orthodox Church, an influence of postmodern philosophy etc.). All those facts have caused an appearance of modern problems in religious institutions functioning. It has been defined that secularization in Volyn region was the main constituent of the Soviet modernization project and was implemented by using forcible and violent methods (institutional, administrative, legal, and psychological) and at faster paces. By using a system of antireligious actions, totalitarian regime tried to limit a field of activities of the religious and church complex. It has been clarified that under such circumstances the main demonstration of the uniqueness of individual and universal features (realized in religious practices) stood apart from the recognized by the state religious institutions and became closer to noninstitutionalised status. Thus, they obtained much more situational forms, transferred into individual space and not only to the priesthood, but also to the laity became the main figures in those processes. The model, which is based on the conceptual assessment of the religious and church complex in all diversity of its functioning, has been offered. It was emphasized that institutional transformations in Orthodox Christianity are influenced by the existence of different group identifications – bearers of opposite tendencies of modernization and traditionalization. Modern Protestant confessions (Baptists, Jehovah's Witnesses) show the stable dymanics of their existence in the region. Pentecostal movements show the high dynamics of growth and strengthening of their positions in different fields of social being in Volyn region. Diversity in ideas and variety of communities and associations of Christians of Evangelical Faith declares the whole new occurrences in Ukrainian evangelistic movement and in religious life of the region, taking into account the fact that Volyn region accumulates a third part of Ukrainian Pentecostals. |
|
Date |
2018-10-25T09:37:14Z
2018-10-25T09:37:14Z 2018 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Панчук, Ірина Іванівна. Інституціональні процеси в релігійно-церковному комплексі Волинського регіону в умовах суспільно-політичних трансформацій (1939 - початок ХХІ ст.) : автореф. дис. ... докт. філос. наук : 09.00.11. - релігієзнавство / Панчук Ірина Іванівна ; [наук. конс. Шугаєва Людмила Михайлівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, [Рівненський держ. гум. ун-т]. - Київ, 2018. - 31 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/21423 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Видавництво НПУ імені М. П. Драгоманова
|
|