Комп’ютерно орієнтована методика оцінювання якості тестів з вищої математики викладачами закладів вищої освіти
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/716051/
|
|
Title |
Комп’ютерно орієнтована методика оцінювання якості тестів з вищої математики викладачами закладів вищої освіти
Компьютерно ориентированная методика оценивания качества тестов по высшей математике преподавателями высших учебных заведений Computer-oriented methodology of assessing the quality of tests in higher mathematics by teachers of higher education establishments |
|
Creator |
Дудко, А.Ф.
|
|
Subject |
004.9 ІКТ ( Application-oriented computer-based techniques )
37.02 General questions of didactics and method 37.09 Organization of instruction 378 Higher education. Universities. Academic study |
|
Description |
Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук за спеціальністю 13.00.10 – інформаційно-комунікаційні технології в освіті. ‒ Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут імені Ігоря Сікорського», Інститут інформаційних технологій і засобів навчання НАПН України, Київ, 2019. Дисертаційне дослідження присвячено проблемі оцінювання якості тестів з вищої математики викладачами ЗВО. На основі методів класичної теорії тестів та Item Response Theory розроблено авторську систему автоматизованого аналізу якості тестових завдань. Розроблено комп’ютерно орієнтовану методику оцінювання якості тестів з вищої математики. Визначено критерії та рівні розвитку компетентності викладачів щодо оцінювання якості тестів з вищої математики. Розроблено модель та технологію розвитку компетентності викладачів щодо оцінювання якості тестів з вищої математики, навчальну програму «Формування компетентності викладачів щодо оцінювання якості тестів з вищої математики» для підвищення кваліфікації наукових і науково-педагогічних працівників та відповідний дистанційний курс. Експериментально доведено, що педагогічно виважене впровадження комп’ютерно орієнтованої методики оцінювання якості тестів з вищої математики сприятиме розвитку професійного рівня компетентності викладачів ЗВО щодо оцінювання якості тестів з вищої математики та покращенню контролю знань студентів.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.10 – информационно-коммуникационные технологии в образовании. – Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт имени Игоря Сикорского», Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины, Киев, 2019. Диссертационное исследование посвящено проблеме оценивания качества тестов по высшей математике преподавателями высших учебных заведений. Проанализирован зарубежный и отечественный опыт по теме исследования и уточнены понятия «тест», «тестовое задание», «качество теста», «оценивания качества теста», «компьютерно ориентированная методика оценивания качества тестов по высшей математике». Обоснована необходимость объединения методов классической теории тестов (КТТ) и Item Response Theory (IRT) для оценивания качества тестов по высшей математике. Определены основные методы оценивания качества тестов по высшей математике в рамках КТТ, которые предусматривают как анализ отдельных тестовых заданий (анализ корреляционной матрицы заданий, оценку валидности отдельных заданий, анализ дистракторов заданий множественного выбора), так и теста в целом (анализ распределения выборки результатов; оценка надежности теста; оценка критериальной валидности теста). Определены модели IRT для оценивания качества тестов по высшей математике: Раша и Бирнбаума (для дихотомических заданий), Андерсенена для политомических заданий и Тиссена-Стейнберга для заданий множественного выбора. IRT-анализ тестовых заданий и теста в целом предусматривает: оценку значений латентных параметров используемых IRT-моделями; анализ ансамбля характеристических кривых заданий теста; анализ характеристических кривых уровней политомических тестовых заданий; анализ характеристических кривых дистракторов заданий множественного выбора. Исследован вопрос оценки латентных параметров IRT-моделей. На основе взаимодополняющих методов КТТ и IRT разработана авторская система автоматизированного анализа качества тестовых заданий. Основные функциональные возможности системы: гибкий выбор алгоритма статистической обработки результатов тестирования; наглядность графического представления результатов; формирование и обслуживание базы калиброванных заданий. Разработана компьютерно ориентированная методика оценивания качества тестов по высшей математике. Определено место методики в процессе работы преподавателя с тестами по высшей математике для контроля знаний студентов. Разработана общая схема работы преподавателя с тестами по высшей математике. Работа с тестами по описанной схеме требует от преподавателя высокого уровня компетентности относительно оценивания качества тестов по высшей математике. Определены и описаны основные критерии компетентности преподавателей относительно оценивания качества тестов по высшей математике: ценностномотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный. Представлены характеристики определенных критериев для трех уровней: базового, углубленного и профессионального. Разработаны модель и технология развития компетентности преподавателей относительно оценивания качества тестов по высшей математике; учебную программу «Формирование компетентности преподавателей относительно оценивания качества тестов по высшей математике» для повышения квалификации научных и научно-педагогических работников; соответствующий дистанционный курс по учебной программе; база калиброванных задач по высшей математике для студентов технических специальностей; пакет тестов по высшей математике для студентов технических специальностей КПИ им. Игоря Сикорского с применением разработанной компьютерно ориентированной методики оценивания качества тестов. Общие результаты педагогического эксперимента показали, что педагогически взвешенное внедрение компьютерно ориентированной методики оценивания качества тестов по высшей математике будет способствовать развитию профессионального уровня компетентности преподавателей высших учебных заведений относительно оценивания качества тестов по высшей математике и улучшению контроля знаний студентов. The thesis for a Candidate Degree in Pedagogical Sciences (Philosophy Doctor), specialty 13.00.10 – information and communication technology in education (011 – Educational, pedagogical science). - National Technical University of Ukraine "Igor Sikorsky Kyiv Polytechnic Institute", Institute of Information Technologies and Learning Tools NAES of Ukraine, Kyiv, 2019. The thesis is devoted to the problem of assessing the quality of tests in higher mathematics by teachers of higher education establishments. The author's computer-based system of quality analysis of test items is developed based on interaction of the methods of Classical Test Theory and Item Response Theory. The computer-oriented methodology of assessing the quality of tests in higher mathematics is developed. The criteria of teachers’ competence concerning the quality of tests in higher mathematics are defined. The model and technology of teachers' competence concerning the quality of tests in higher mathematics, the curriculum "Development of the teachers’ competence concerning the quality of tests in higher mathematics" for the advanced training course of scientific and pedagogical workers and the corresponding distance course are developed. The general results of the pedagogical experiment gives evidences to confirm that the introduction of the computer-oriented methodology for assessing the quality of tests in higher mathematics will promote the development of teachers' competence concerning the quality of tests in higher mathematics and improving controls of students' knowledge. |
|
Date |
2019
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/716051/1/%D0%90%D1%80%D0%B5%D1%84_%D0%94%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%BE%20%D0%90.%D0%A4._%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%83.pdf
- Дудко, А.Ф. (orcid.org/0000-0003-3858-7313 <http://orcid.org/0000-0003-3858-7313>) (2019) Computer-oriented methodology of assessing the quality of tests in higher mathematics by teachers of higher education establishments Dissertation candidate2 thesis, ІІТЗН НАПН України, Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут імені Ігоря Сікорського». |
|