Теоретичні та методичні засади психолого-педагогічної підготовки професійних суддів у системі суддівської освіти України і Канади
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Теоретичні та методичні засади психолого-педагогічної підготовки професійних суддів у системі суддівської освіти України і Канади
|
|
Creator |
Зуєва, Лариса Євгеніївна
|
|
Subject |
система суддівської освіти
професійна та психолого- педагогічна освіта фахівців підготовка професійних суддів суддівська освіта України і Канади система судебного образования профессиональная и психолого-педагогическая подготовка специалистов подготовка профессиональных судей судебное образование Украины и Канады system of juridical training professional psychological andpedagogical education of specialists training of professional judges juridical trainingof Ukraine and Canada 378.05 + 378.12 + 379 |
|
Description |
У дисертаційній роботі розроблено на основі компаративного педагогічного дослідження концептуальну цілісну синергетичну модель психолого-педагогічної підготовки професійних суддів у системі суддівської освіти України з обґрунтуванням її дидактичної структури як теоретико- методичної основи психолого-педагогічної підготовки суддів, що забезпечило поетапну реалізацію основних концептуальних положень дослідження; здійснено компаративний комплексний аналіз соціально-педагогічних проблемного поля психолого-педагогічної підготовки професійних суддів на сучасному етапі, на основі якого схарактеризовано соціальний контекст змісту суддівської освіти в Україні та Канаді; теоретично обґрунтовано концептуальні засади психолого-педагогічної підготовки суддів у системі суддівської освіти як основи підвищення рівня психолого-педагогічного саморозвитку та самовдосконалення суддів з позиції інноваційного освітнього проекту в контексті реалізації методологічних фаз (проектування, технологізація, рефлексія), психолого-педагогічний аспект підготовки суддів до викладацької діяльності з урахуванням психофізіологічних характеристик професійного розвитку судді; розкрито принципи соціального контексту суддівської освіти Канади; проаналізовано характерні особливості досліджуваних феноменів: “психолого-педагогічна підготовка суддів”, “ психолого-педагогічний супровід суддів”; досліджено й визначено тенденції впровадження синергетичної моделі психолого-педагогічної підготовки професійних суддів через імператив надання рекомендацій як джерело вдосконалення системи суддівської освіти в Україні у контексті сучасної компаративістики теорії і методики професійної освіти; розроблено цілісний операційний комплекс розвитку педагогічної майстерності суддів та авторську програму для його реалізації, яка базується на бінарності методів навчання (викладання) й учіння. В диссертационной работе на основе компаративного педагогического исследования разработана концептуальная целостная синергетическая модель психолого-педагогической подготовки профессиональных судей в системе судебного образования Украины. Обоснована структура этой модели – теоретико-методическая основа психолого-педагогической подготовки судей. Охарактеризованы особенности социального контекста содержания судебного образования в Украине и Канаде. Теоретически обоснованы принципы психолого-педагогической подготовки судей в системе судебного образования как основы повышения уровня психолого-педагогического саморазвития и самосовершенствования судей с позиции реализации соответствующих фаз (проектирование, технологизация, рефлексия). Раскрыт психолого- педагогический аспект подготовки судей к преподавательской деятельности с учетом психофизиологических характеристик профессионального развития судьи; раскрыты принципы социального контекста судебного образования в Канаде; проанализированы характерные особенности исследуемых феноменов: «психолого-педагогическая подготовка судей», «психолого-педагогическое сопровождение судей»; исследованы и определены тенденции внедрения синергетической модели психолого-педагогической подготовки профессиональных судей. Сформулированы рекомендации по совершенствованию системы судебного образования в Украине в контексте современной компаративистики, теории и методики профессионального образования; разработан целостный операционный комплекс по развитию педагогического мастерства судей и авторская программа для его реализации, базирующаяся на бинарности методов обучения. Обоснованы методологические подходы и принципы подготовки судей к преподавательской деятельности в системе судебного образования. Доказано, что синергетический подход является основанием для рассмотрения взаимодействия субъектов в системе судебного образования (судей- преподавателей и судей-слушателей) как сложной самоорганизующейся биосоциальной системы. По определению, такая система находится в неравновесном состоянии, что даёт ей большие собственные возможности для самоорганизации и саморазвития. Механизмом в этом случае выступает открытое взаимодействие с окружающей средой. Важно, что для подобных систем существует несколько альтернативных путей развития. Выявлены тенденции психолого-педагогической подготовки профессиональных судей в системе судебного образования Украины. Определены основные теоретико-методические требования к педагогической деятельности судей и факторы пригодности к ней. Описана методика диагностики педагогических способностей судей, разработаны и адаптированы психологические и педагогические тесты для оценки профессиональной пригодности к преподавательской деятельности. Обосновано, что профессиональный отбор судей, которые потенциально способны к педагогической деятельности в аспекте психолого-педагогической подготовки, должен сосредоточиться на работе с председателями и заместителями судов всех юрисдикций с целью выявления судей-кандидатов для дальнейшей диагностики, отбора и подготовки. Аргументировано: целесообразность формирования и развития педагогического мастерства у судей-преподавателей, создание единого открытого реестра преподавателей в системе судебного образования Украины. Обусловлена необходимость ввода курса педагогического мастерства в программы НШСУ (определён его статус среди других профессиональных курсов). Разработаны методические рекомендации по развитию педагогического мастерства судьи-преподавателя. Доказано, что развитие практических навыков самообучения, непрерывная педагогическая практика судей-преподавателей, обмен опытом способствуют повышению качества современного судебного образования. Разработаны методики оценивания качества преподавательской деятельности судей в процессе непрерывной практики с разными категориями слушателей; определены единые критерии психолого-педагогической оценки преподавательской деятельности судей. Подготовлены и внедрены тренинговые программы для судей-преподавателей, разработаны методические рекомендации для оценивания результатов обучения судей-слушателей. Изучение динамики развития педагогического мастерства судьями-преподавателями обеспечивалось разработкой алгоритмов определения уровня педагогической подготовленности судей, работающих в НШСУ; изучением уровня социально-педагогической зрелости судей-преподавателей (в частности, их готовности выполнять соответствующие педагогические функции по оцениванию судей и предоставлению рекомендаций), определением реального уровня педагогического мастерства судей-преподавателей в региональных отделениях, как объектов и субъектов обучения. In dissertation the conceptual integral synergetic model of psychological and pedagogical training of professional judges is worked out on the basis of comparative pedagogical research in the juridical training system of Ukraine. Its didactic structure as theoretical and method basis of psychological and pedagogical training of judges was grounded, that provided stage-by-stage realization of the key conceptual provisions of research; the comparative complex analysis of social and pedagogical field of the research problem is carried out, on the basis of what it is described social context of the content of juridical training in Ukraine and Canada; theoretically substantiated the conceptual foundations of psychological and pedagogical training of judges as bases of increase of level of psychological and pedagogical self- perfection of judges from position of innovative educational project in the context of realization of methodological phases (planning, reflection), psychological and pedagogical aspect of training of judges to teaching activity taking into account psychical and physiology descriptions of professional development of judge; principles of social context of juridical training in Canada are exposed; the characteristic features of the research phenomena are analysed: «psychological and pedagogical training of judges, psychological and pedagogical accompaniment of judges»; studied and selected the tendencies of introduction of synergetic model of psychological and pedagogical training of professional judges are certain through the imperative of grant of recommendations as source of perfection of the system of judge education in Ukraine in the context of modern comparative studies of theory and methods of professional education; the integral operating complex of development of pedagogical mastery of judges and authorial program for its realization based on binarity of methods of studies (teaching) and education is worked out. |
|
Date |
2019-06-11T12:09:26Z
2019-06-11T12:09:26Z 2018 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Зуєва, Лариса Євгеніївна. Теоретичні та методичні засади психолого-педагогічної підготовки професійних суддів у системі суддівської освіти України і Канади : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти / Зуєва Лариса Євгеніївна ; [наук. консультант Семенова Алла Василівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. - 40 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24657 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
НПУ імені М.П. Драгоманова
|
|