Запис Детальніше

Особливості становлення особистості дитини з типовим розвитком в сім'ї батьків з інвалідністю

ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Особливості становлення особистості дитини з типовим розвитком в сім'ї батьків з інвалідністю
 
Creator Рибак, Ольга Анатоліївна
 
Subject особистість дитини
типовий розвиток
батьки з інвалідністю
сім’я
сімейне виховання
психолого-педагогічний супровід
личность ребенка
типичное развитие
родители с инвалидностью
семья
семейное воспитание
психолого-педагогическое сопровождение
personality оf child
typical development
parents with disabilities
family
family education
psychological and pedagogical guiding
37.015.311.+316.613.5]:316.344.6-055.52(043.3)
 
Description Дисертаційне дослідження присвячене проблемі становлення особистості
дитини з типовим розвитком в сім’ї батьків з інвалідністю.
Проаналізовано стан проблеми у загальній та спеціальній психолого-
педагогічній літературі, визначено критерії та показники оцінки рівнів
виховного потенціалу батьків з інвалідністю, визначено та апробовано умови
правильного становлення особистості дитини з типовим розвитком в сім’ях
батьків з інвалідністю; розроблено та експериментально перевірено зміст і
форми психолого-педагогічного забезпечення супроводу сімей, в яких батьки з
інвалідністю виховують дитину з типовим розвитком.
Диссертационное исследование посвящено проблеме становления
личности ребенка с типичным развитием в семьях родителей с инвалидностью.
В работе проанализировано состояние разработки проблемы в общей и
специальной психолого-педагогической литературы, определена ее
актуальность в коррекционной педагогике.
Определено, что семьи лиц с инвалидностью являються идентичным
социальным институтом, как и все остальные семьи, выполняют те же функции,
но они сталкиваются с определенными трудностями в процессе воспитания
детей (информационными, отсутствием психолого-педагогической поддержки,
не всегда толерантным отношение к ним и их детям с типичным развитием,
проблемы социализации).
Разработано критерии и показатели уровней воспитательного потенциала
родителей с инвалидностью (высокий, средний, низкий). Определено, что от уровня воспитательного потенциала родителей с инвалидностью зависит
становление личности ребенка. В семьях с низким и средним уровнем дети
характеризуются повышенным уровнем тревожности, нарушением
коммуникации, заниженной самооценкой.
Установлено, что у детей родителей с инвалидностью с детства
формируется толерантное отношение к разным людям, уважение к ним, умение
с ними обращаться; дети с типичным развитием усваивают нормы жизни двух
микрогрупп – особенности жизни лиц с определенной инвалидностью и
нормотипичной части общества.
Разработаны условия правильного становления личности ребенка с
типичным развитием в семье родителей с инвалидностью: 1) расширение
знаний родителей об особенностях ребенка с типичным развитием на разных
возрастных этапах; 2) стимулирование родителей к системному и активному
участию в жизни ребенка; 3) обеспечение системности и самостоятельности
при исполнении семейных функций родителями с инвалидностью; 4)
формирование адекватного отношения родителей к своей инвалидности и
открытости в семье, что касается вопросов особенности родителей; 5)
социализация семьи; 6) устранение родителями риска формирования в семье
«перевернутых ролей».
Установлено, что для предупреждения формирования негативных
личностных качеств ребенка с типичным развитием необходимо обеспечить
системное психолого-педагогическое сопровождение этих семей (социальными
службами, образовательными учреждениями, общественными организациями),
которое включает работу с родителями, совместную работу с родителями и
детьми, работу с родственниками, работу со специалистами.
Доказано, что эффективные формы работы с семьями родителей с
инвалидностью – это лекции, тренинги, практикумы, дискуссии, игры,
обсуждение посещенных вместе с детьми мероприятий, благодаря которым
может повышаться воспитательный потенциал родителей, что позитивно
влияет на формирование личности ребенка. Выявлено, что важным социальным
институтом в работе с семьями являются общественные организации, которые
объединяют лиц с определенным нарушением. Эти общественные объединения
обладают информацией о наличии таких семей, об их проблемах, потребностях,
путях решения проблемных вопросов.
Экспериментальным путем доказана эффективность условий, форм,
содержания обеспечения психолого-педагогического сопровождения семей
родителей с инвалидностью.
This research is dedicated to the problem of formation of child personality with
a typical development in the family with parental disability.
There was made an analysis of the problem in general and specialized
psychological and pedagogical literature, there was defined criteria and index of
assessment of the levels of educational potential by parental disability, there was
determined and tested conditions of correct formation of child personality with a
typical development in the families with parental disability, there was developed and
experimentally verified the maintenance and forms of psychological and pedagogical
guiding of the families with parental disability where parents grow up a child with a
typical development in this research work.
It was proved an effectiveness of conditions, maintenance and forms of
psychological and pedagogical guiding of the families with parental disability as the
result of the research.
 
Date 2019-06-11T12:15:26Z
2019-06-11T12:15:26Z
2018
 
Type Other
 
Identifier Рибак, Ольга Анатоліївна. Особливості становлення особистості дитини з типовим розвитком в сім'ї батьків з інвалідністю : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 - корекційна педагогіка / Рибак Ольга Анатоліївна ; [наук. керівник Миронова Світлана Петрівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2018. - 18 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24661
 
Language uk
 
Publisher ФОП Стрихар А.М.