Соціокультурні трансформації в релігійній філософії кінця ХІХ - початку ХХ століття
ENPUIR - електронний архів наукових публікацій Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Соціокультурні трансформації в релігійній філософії кінця ХІХ - початку ХХ століття
|
|
Creator |
Стокаліч, Ігор Святославович
|
|
Subject |
соціокультурні трансформації
революція еволюція реформи цивілізація культура рецепція ідей релігійної філософії історії социокультурные трансформации революция эволюция реформы цивилизация культура рецепция идей религиозной философии истории socio-cultural transformations revolution evolution reforms civilization culture reception of ideas of religious philosophy of history 1(091):130.3:141.4:141.7:2-852.5:304.2 |
|
Description |
Дисертація присвячена дослідженню соціокультурних трансформацій в релігійній філософії кінця ХІХ – початку ХХ ст. Встановлено, що особливість концепцій релігійної філософії історії полягає в орієнтації на еволюційний шлях перетворень, коли незворотні та якісно нові соціокультурні зміни досягаються шляхом реформ, які спираються на одночасно моральну і релігійну соціальну справу, на ідею духовного переображення самої людини. Наукова новизна дослідження полягає у тому, що в ньому вперше комплексно розроблено проблему соціокультурних трансформацій у межах релігійної філософії, виявлено духовно-культурні засади суспільних перетворень, розкрито проблематику осмислення еволюційних та революційних суспільних змін, представлених у вченнях релігійних мислителів. Диссертация посвящена исследованию социокультурных трансформаций в религиозной философии конца XIX – начала ХХ века. Установлено, что особенность концепций религиозной философии истории заключается в ориентации на эволюционный путь преобразований, когда необратимые и качественно новые социокультурные изменения достигаются путём реформ, которые опираются на одновременно моральное и религиозное социальное дело, на идею духовного преображения самого человека. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно представлена концептуализация процесса социокультурных трансформаций в рамках религиозной философии, выявлены духовно-культурные основы общественных преобразований, раскрыта проблематика осмысления эволюционных и революционных общественных изменений, представленных в учениях религиозных мыслителей рубежа ХIХ-ХХ вв.; раскрыт практический потенциал историко-философского знания. Показано, что осмысление сложных кризисных состояний общества и перспектив его реформирования требует полиметодологического подхода, то есть взаимодействия методов классической и постклассической философии, демонстрирующих переход от монологической парадигмы мышления к диалогической. Установлено, что сложность, разнонаправленность процесса реформирования общества для своего осмысления требует интерпретации таких категорий, как «общественный идеал», «культура», «цивилизация», «социокультурные трансформации», «революция», «эволюция», «реформа», «восстание», «прогресс», «регресс» и др. Раскрыто, каким образом принципы эволюционизма и революционизма проявляются в социально-политических доктринах, идеологиях, утопиях, социальных мифах. На основании проведенного исследования доказывается, что трагизм истории, кризисное состояние общества, отмеченное большинством религиозных философов конца ХIХ – начала ХХ вв., можно преодолеть, согласно их учениям, путем «возвращения» обществ к религиозному мировоззрению. Это позволило бы преодолеть идеологический утопизм, сориентированный на утвердившуюся в тогдашнем общественном сознании «религию человека», допустившую подмену вечного, абсолютного преходящим, изменчивым, сиюминутным. Обобщаются суждения религиозных философов о путях социокультурных трансформаций, на основании чего утверждается, что преобразования общества связываются с решением проблемы человеческой экзистенции на основании преодоления «религии человека» религией Божьего Откровения (К. Барт), с сохранением «наивысшего значения» христианской религии в современной культуре (Э. Трёльч), с развитием персонализма как «коммюнотарной» мировоззренческой системы, в которой обосновывается примат личности над обществом, общества – над государством, духа – над миром (Н. Бердяев); с преодолением таких идеологических подходов как индивидуализм и коллективизм и ориентацией на «сферу “между”», в пределах которой происходят подлинные события человеческой жизни (М. Бубер); с формированием феномена «симфонической личности» как основания исторического развития вне революционного порядка изменений (Л. Карсавин); с созданием социальных условий для внесения морали в общественно-политические отношения и преодолением радикально- революционных форм обновления общественного бытия, порождающих в обществах смуту и хаос (С. Франк); с построением государства как справедливого духовного союза людей, имеющих развитое правосознание, и ориентированного в своём развитии на вечные духовные основы, такие как вера, любовь, свобода, совесть, семья, родина (И. Ильин); с преодолением таких факторов общественного бытия как «бюрократический абсолютизм» и «демократический анархизм», а также тенденции понимать человека как отдельный «атом», и соответственно – с культивированием в качестве ячейки общественного развития такого начала как «пара друзей», имеющего принципиальное значение в формировании общественных отношений (П. Флоренский). В результате концептуально-аналитического осмысления проблемы социокультурных трансформаций в религиозной философии рубежа ХIХ – ХХ вв. сделан вывод: во-первых, в исследованной традиции обосновывается положение о целесообразности постепенных общественных изменений на базе подвижнической деятельности интеллектуальной части общества в сферах культуры, образования, права, науки, т.е. утверждается целесообразность эволюционного пути реформирования общества; во-вторых, в рамках самой религиозной философии прослеживается тенденция к формированию нового направления социально-философского дискурса – философии диалога, приобретающей всё большее актуальное значение для развития современной культуры и цивилизации. The dissertation is devoted to the research of socio-cultural transformations in the religious philosophy of the late nineteenth and early twentieth century. It is established that the peculiarity of the concepts of the religious philosophy of history lies in the orientation towards the evolutionary path of transformation, when irreversible and qualitatively new socio-cultural changes are achieved through reforms that rely on simultaneously moral and religious social affairs, on the idea of spiritual transformation of the person himself. The scientific novelty of the research is that the problem of socio-cultural transformations for the first time in the framework of religious philosophy was developed in a complex way, the spiritual and cultural foundations of social transformations were revealed, the problems of comprehension the evolutionary and revolutionary social changes that are presented in the teachings of religious thinkers were revealed. |
|
Date |
2019-06-14T07:55:55Z
2019-06-14T07:55:55Z 2019 |
|
Type |
Other
|
|
Identifier |
Стокаліч, Ігор Святославович. Соціокультурні трансформації в релігійній філософії кінця ХІХ - початку ХХ століття : автореф. дис. ... канд. філос. наук : 09.00.05 - історія філософії / Стокаліч Ігор Святославович ; [наук. керівник Суходуб Тетяна Дмитрівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2019. - 18 с.
http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/24746 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
НПУ імені М.П. Драгоманова
|
|