Система внутрішньошкільного експертного оцінювання результатів навчальної діяльності учнів основної школи
Електронна бібліотека НАПН України
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Relation |
http://lib.iitta.gov.ua/716621/
|
|
Title |
Система внутрішньошкільного експертного оцінювання результатів навчальної діяльності учнів основної школи
Система внутришкольного экспертного оценивания результатов учебной деятельности учащихся основной школы. The system of Results of Pupils' Educational Activity in School Management System of School of Secondary General Education. |
|
Creator |
Петренко, Лариса Михайлівна
|
|
Subject |
001.89 Organization of science and scientific work
37.07 Management aspects of educational institutions 373 Kinds of school providing general education |
|
Description |
Досліджено теоретико-методичні, організаційно-педагогічні основи системи внутрішньошкільного експертного оцінювання результатів навчальної діяльності учнів основної школи, визначено характерні ознаки методичної підготовки вчителів до неї. Здійснено ретроспективний аналіз соціальної та педагогічної функції експертизи; визначена суть та характерні ознаки її стимулюючої функції. Розкрито значення педагогічної експертизи як складової контрольно-аналітичної діяльності керівника школи. Виявлено організаційно-педагогічні умови експертного оцінювання навчальних досягнень учнів школи. Розроблено модель системи експертного оцінювання результатів навчальної діяльності учнів та модель управління нею; визначено критерії та технологія експертного оцінювання, виявлено позитивну тенденцією змін у всіх структурних компонентах результатів навчальної діяльності учнів.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения многих проблем, среди которых особого внимания требует: усовершенствование системы управления учебно-воспитательным процессом и, прежде всего, функция контроля, как одна из основных технологических и специальных функций руководителя школы; анализа и оценки результатов учебной деятельности учащихся; получение более полной информации о наличии позитивных изменений в функционировании школы. Возрастающее количество научных исследований, посвященных оцениванию результатов учебной деятельности учащихся школы, свидетельствует, что данное направление входит в число приоритетных в педагогической науке. В отечественной практике еще не наработан достаточный опыт проведения педагогических экспертиз, внедрение которых способствует усовершенствованию внутришкольного контроля - одной из важнейших функций управления учебным заведением. Экспертное оценивание результатов учебной деятельности учащихся в диссертации рассматривается как педагогическая проблема. Ее решение требует, прежде всего, уточнения понятийно-категориального аппарата, в частности, "педагогическая экспертиза" и "экспертиза результатов учебной деятельности школьников", подготовки субъектов учебно-воспитательного процесса, выявления функций педагогической экспертизы. Для чего автором проведен ретроспективный анализ социальной и педагогической функций оценки знаний, умений и навыков школьников в разные исторические периоды; освещена суть и характерные признаки стимулирующей функции экспертизы результатов учебной деятельности учащихся. Это послужило основой для модернизации функций экспертного оценивания. В данном исследовании экспертиза результатов учебной деятельности школьников рассматривается как слагаемая контрольно-аналитической функции руководителя школы. Выявлено, что для внедрения экспертного оценивания в управление основной школы, необходимо создание определенных организационно-педагогических условий. На основе анализа разных подходов и вариантов проведения экспертного оценивания результатов учебной деятельности учащихся, предложенными разными авторами-исследователями данной проблемы, разработана и теоретически обоснована модель системы внутришкольной экспертизы результатов учебной деятельности школьников, которая состоит из целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов. Целевой компонент предусматривает постановку цели и задач педагогической экспертизы в основной школе, обработку и анализ полученных данных, формулировку экспертных выводов и подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Содержательным компонентом является экспертиза результатов усвоения школьниками общеобразовательного стандарта в пределах основной школы, формирование мотивации учебной деятельности и ее результатов; познавательного интереса, ценностной ориентации на учебную деятельность и ее результаты. Технологический компонент включает виды экспертного оценивания (внешнее, внутришкольное оценивание и самоэкспертиза) и технологию проведения педагогической экспертизы результатов учебной деятельности школьников, которая реализуется через органическую взаимосвязь всех функций управления. Результативный компонент системы предусматривает учет количественных и качественных показателей учебных достижений школьников, их анализ, формулировку окончательных выводов о причинах и недостатках успеваемости учащихся, разработку рекомендаций экспертами по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. В диссертации представлены разработанные автором "Положение об экспертных комиссиях в школе", "Обобщающая характеристика методов экспертного оценивания", "Организационная модель оперативного управления системой экспертного оценивания результатов учебной деятельности школьников". В ходе исследования определены критерии экспертного оценивания результатов учебной деятельности учащихся основной школы. Результаты экспериментальной работы доказали правильность научной гипотезы. Положительные результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность системы внутришкольного экспертного оценивания результатов учебной деятельности школьников. Основные результаты, выводы и рекомендации исследования внедрены в практику работы отечественных общеобразовательных школ. The urgency of realization of management activity by school director in the system of pedagogical association training in the assessment activity was grounded in the thesis and its contents peculiarity was disclosed also; the analysis of social and pedagogical assessment function of pupils' knowlidges and skills in the historical aspect was realized; the role of assessment function of expert examination in the management of educational establishment was explained. The assessment meaning of the pupils' educational activity results in the up-to-date schools of general education was revealed by the author. It was also found that the main organizational conditions of realization of the pupils' knowledges and skills expert assessment were the elaboration of the normative basic of the pedagogical expert examination realization, expert commission staffing by competent specialists, the complex choice of the methods of the expert assessment for diagnostics, analysis and forecasting of the pedagogical processes and phenomena, that is not always possible to measure quantitatively and also the assessment of the alternative management decisions. |
|
Date |
2006
|
|
Type |
Thesis
NonPeerReviewed |
|
Format |
text
|
|
Language |
uk
|
|
Identifier |
http://lib.iitta.gov.ua/716621/1/Petrenko_L_dis_PhD.pdf
- Петренко, Лариса Михайлівна (orcid.org/0000-0002-7604-7273 <http://orcid.org/0000-0002-7604-7273>) (2006) The system of Results of Pupils' Educational Activity in School Management System of School of Secondary General Education. Dissertation candidate thesis, Криворізький державний педагогічний університет. |
|