Молодь як об'єкт і суб'єкт суспільних відносин в сучасній Україні
DSpace at NTB NTUU KPI
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Молодь як об'єкт і суб'єкт суспільних відносин в сучасній Україні
|
|
Creator |
Оленич, Сергій Романович
|
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.03 – соціальна філософія та філософія історії. Національний технічний університет України "Київський політехнічний інститут" – Київ, 2009. Дисертація присвячена концептуальному аналізу феномену молоді, основних об'єктивних та суб'єктивних чинників становлення молоді в системі суспільних відносин сучасної України з урахуванням міждисциплінарного характеру об’єкта дослідження на основі структурно-функціонального і системного підходів. Розглядається процес становлення молоді в руслі філософсько-освітніх, аксіологічних та історичних проблем, а також через основні аспекти процесу соціалізації молоді, включеного до загальносоціалізаційного контексту особистості. Встановлено, що підняття вікових меж молодості попри свій позитив має і негативне забарвлення, яке проявляється у посиленні патронажу над молоддю з боку суспільства і держави, це ускладнює процеси становлення суб'єктності молоді. Визначено, що на процес становлення молоді впливають такі основні об’єктивні чинники, як політико-економічні і соціокультурні тенденції глобального характеру та трансформаційні суспільні процеси внутрішнього характеру. Їх поділено на об’єктивні чинники зовнішнього характеру та об’єктивні чинники внутрішнього характеру. В роботі доведено, що самореалізація молоді, її суб’єктність найповніше відбуваються через молодіжний рух як формального характеру, так і неформальної молодіжної ініціативи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 – социальная философия и философия истории. – Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт" – Киев, 2009. В диссертационном исследовании сделана попытка социально-философского анализа процесса становления молодежи как объекта и субъекта общественных отношений в современных украинских реалиях с учетом междисциплинарного характера предмета исследования. Рассматривается процесс становления молодежи не только в русле философско- 19 образовательных, аксиологических и исторических проблем, а также через основные аспекти процесса социализации молодежи, включенного в общесоциализационный контекст личности. Проводится анализ основных научных рефлексий молодежной проблематики в системе социогуманитарных наук. Даются дефиниции категорий "молодежь", "становление молодежи", "объект и субъект общественных отношений", определяются возрастные и социальные характеристики рамок молодости. Молодежь рассматривается как отдельная социально-демографическая группа, которая является неотъемлемой частью общества и общественных отношений. Определено, что поднятие возрастных рамок молодости, несмотря на свой позитив, имеет и негативное значение, которое проявляется в усилении патронажа над молодежью со стороны общества и государства, усложняет процессы становления субъектности молодежи. Уточнена история становления молодежного движения Украины, дополнена периодизация и определены особенности его этапов. На процесс становления молодежи влияют такие основные объективные факторы: мировые политико-экономические и социокультурные тенденции, а также внутренние трансформационные общественные процессы. Их можно разделить на объективные факторы внешнего характера (глобализация мировых социальных процессов развития человечества, трансформация существующих традиционных социальных и культурных основ существования различных обществ, влияние геополитических процессов на украинское общество) и объективные факторы внутреннего характера (последующее изменение социальной структуры общества, трансформационные процессы в экономике, трансформация политической системы, проблемы формирования правового государства и гражданского общества). Эти объективные факторы детерминируют функционирование социальных институтов, влияя на формирование субъектности молодого поколения. Обнаружено, что в украинском обществе в связи с продолжением трансформационных процессов все еще не сформировано представление об основных приоритетных чертах субъектности молодежи. Определяя молодежь как субъект общественных отношений, следует отметить ее субъективные характеристики, укоренившиеся в сознании молодежи. Характерным признаком молодежи является несформированность четко определенных ценностных ориентаций, которые повышают мобильность мышления и дают возможность молодежи активнее по сравнению со старшими возрастными группами усваивать нормы и ценности, предполагающие изменения в обществе. Автором установлено, что модели социализации молодежи изменяются в связи с переменами в обществе и ее институты должны отвечать основным вызовам современности. Доказано, что самореализация молодежи, ее субъектность полнее всего формируются в рамках молодежных движений как формального характера, так и неформальной молодежной инициативы. 20 Определено, что недостаточная активность молодежи в выработке личностных поведенческих стратегий порождает социальную пассивность, ориентацию не на собственные силы, а на помощь родителей,государства, требования социальной защиты, которые усложняют процесс становления субъектности молодого поколения. Dissertation for getting the scientific degree of a candidate of philosophy in specialty 09.00.03 – Social philosophy and philosophy of history. – National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute" – Кyiv, 2009. The dissertation is devoted to the conceptual analysis of the youth phenomenon, the main objective and subjective factors in the youth’ social relations and development of contemporary Ukraine, taking into account the interdisciplinary nature of the research, based on the structural-functional and systemic approaches. In the work we consider the process of youth becoming in the course of philosophical and educational, axiological and historical issues as well as the main aspects of youth socialization process included in the context of the personality general socialization. It has been found out that the raising of the age limits, despite its positive, has some negative points, which are reflected in the increasing patronage of the youth by society and the state and complicate the process of youth subjectivism becoming. It has been determined that the main objective factors, which influence the process of youth becoming, are as follows: global political-economic and socio-cultural trends and transformational social processes of internal character, which can be divided into objective factors of external and internal nature. The author has proved that youth self-realization, subjectivism is entirely carried out through formal youth movement as well as informal youth’ initiatives. |
|
Date |
2010-06-22T09:13:38Z
2010-06-22T09:13:38Z 2009 |
|
Type |
Thesis
|
|
Identifier |
http://ela.kpi.ua/handle/123456789/391
|
|
Language |
uk
|
|