Запис Детальніше

Інформаційна безпека : соціально-філософський вимір

DSpace at NTB NTUU KPI

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Інформаційна безпека : соціально-філософський вимір
 
Creator Архипова, Євгенія Олександрівна
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.03 – соціальна філософія та філософія історії. – Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут». – Київ, 2012.
Дисертацію присвячено комплексному соціально-філософському вивченню
проблеми інформаційної безпеки та пошуку шляхів мінімізації деструктивних
інформаційних впливів на свідомість та практичне буття сучасного глобалізованого
соціуму. Розкрито діалектичну єдність понять «безпека» та «небезпека».
Інформаційна безпека визначена як стан захищеності свідомості, почуттів та
практик соціальних суб’єктів від інформаційних загроз, реалізація яких може
порушити безпеку інформації або спричинити деструктивний інформаційний вплив
на суб’єкта інформаційних відносин. Сформульована модель інформаційної
небезпеки. Досліджено природу загроз та ризиків деградації людської суб’єктності
як здатності людини до формування і творчої реалізації власної позиції. Доведено,
що важливим засобом протидії загрозам безпеці людини та суспільства є розвиток
інформаційної культури та освіти населення.
Диссертация на соискание научной степени кандидата философских наук по
специальности 09.00.03 – социальная философия и философия истории. –
Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический
институт». – Киев, 2012.
Диссертация посвящена комплексному социально-философскому изучению
проблемы информационной безопасности и поиска путей минимизации
деструктивных информационных влияний на сознание и практическое бытие
современного глобализированного социума. В работе изложены основные подходы
к экспликации информационного общества, выявлено широкий спектр различных
точек зрения относительно его главных характеристик и параметров безопасности.
Опираясь на синергетические принципы, доказано, что обеспечить необходимый
уровень безопасности можно только путем выбора оптимальных аттракторов
развития.
Доказано, что одним из самых критичных направлений безопасности сегодня
есть информационная безопасность. Акцентировано внимание на диалектической
сущности информации, которая может выступать и объектом защиты, и средством
влияния на сознание и бытие социальных систем. Показано, что в понятии
"информационная безопасность" заложено диалектическое противоречие
безопасности и опасности. Раскрыты причины фрагментарного подхода к проблеме
информационной безопасности, которая характеризуется избыточным вниманием к
технологическим аспектам и пренебрежением защиты наиболее уязвимого элемента
системы – человека, в частности его сознания.
Предложено уточненное определение информационной безопасности как
состояния защищенности сознания и бытия социальных субъектов от
информационных угроз, которое определяется уровнем реального или
потенциального вреда, причиненного в результате деструктивного
информационного влияния или нарушения безопасности информации. Доказано, что
безопасность информации, под которой понимается состояние защищенности
информации от случайных или преднамеренных действий естественного или
искусственного характера, является лишь одной из составляющих информационной
безопасности.
Впервые артикулированы определения угроз информационной безопасности
человека, общества и государства. Выделены два класса угроз информационной
безопасности: нарушение безопасности информации и нарушения безопасности
объекта / субъекта защиты в результате деструктивных информационных влияний,
дезориентации сознания.
Исследованы феномен информационного неравенства и его социально-
философские последствия. Выявлены различия между информационным и
цифровым неравенством. Первое понятие предлагается считать родовым по
отношению ко второму, таким, что охватывает два класса проблем: отсутствие
равноценного доступа населения к современным технологиям (собственно цифровое
неравенство) и неспособность отдельных людей (групп людей) осуществлять
самостоятельный поиск, оценку, переработку полученной информации из-за
недостатка образования, знаний, навыков анализа и т.д..
Раскрыты основные черты конвенциональной и манипулятивной стратегий
коммуникации, охарактеризованы организационные и содержательные признаки
манипулирования в информационных сообщениях. Продемонстрировано, что
информационное общество в результате резкого изменения культурной парадигмы и
разрушения общепринятой системы идеологических координат сильно подвержено
мифологизации общественной и, особенно, политической жизни, а, следовательно,
становится наиболее уязвимым для манипуляций. Исследованы причины и риски
деградации субъектности, под которой понимается возможность человека отделять
себя от сообщений и событий в системе, способность формирования и творческой
реализации собственной позиции. Неравномерное распределение образования и
знаний, применения разного рода манипулятивних воздействий неминуемо
приводят к развитию "семантических фильтров" восприятия информации,
усложняющих осмысление людьми социальных и культурных реалий, формируют
искаженное понимание объективной реальности, порождают общественную апатию
и в конце концов приводят к уничтожению субъектности и развитию
специфического феномена современного социума – руководствующегося наперед
заданными стереотипами "человека программированного".
Обосновано, что поскольку полностью перекрыть источники негативного
информационного воздействия на сознание невозможно, следует научить человека
выявлять этим воздействия и противостоять им. Следовательно, для преодоления
угроз информационной безопасности сознания и бытия очевидна необходимость
развития информационной культуры, компетентности и образования населения.
Информационную безопасность предложено рассматривать как теоретическую
возможность, а информационную культуру/ компетентность – как реальную
способность самостоятельного отбора, интерпретации, оценки и анализа
полученной информации, формирования навыков критического мышления.
Доказано, что в современном обществе информационное образование является
действенным инструментом поддержки демократии и преодоления коррупции,
неотъемлемой частью прав гражданина любой страны на свободу самовыражения и
права на информацию, эффективным средством противодействия угрозам
информационной безопасности личности и механизмом преодоления кризиса
сознания, который является одним из наиболее критичных вызовов современности.
Thesis for the Candidate of philosophy degree on specialty 09.00.03 – social
philosophy and philosophy of history. National technical university of Ukraine “Kyiv
Polytechnic Institute”. – Kyiv, 2012.
The thesis devoted to the complex social and philosophical study of information
security problem and find ways to minimize the destructive information impact on the
consciousness and practical being of modern globalized society. The dialectical unity of
the concepts of "security" and "danger" is exposed. Information security is defined as a
state of immunity of consciousness, feelings and practices of social actors to information
threats realization of which could break the security of information or cause destructive
informational influence on the subject of information relations. The model of information
danger is formulated. The nature of threats and risks of human subjectivity degradation as
person's ability to form and creative realization of their own position is explored. It is
proved that the development of information culture and education of people is the
important means of countering threats to security of individuals and society.
 
Date 2012-03-27T10:29:33Z
2012-03-27T10:29:33Z
2012
 
Type Thesis
 
Identifier http://ela.kpi.ua/handle/123456789/1627
 
Language uk