Редагування навчальної літератури з культурознавства для вищої школи
DSpace at NTB NTUU KPI
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Редагування навчальної літератури з культурознавства для вищої школи
|
|
Creator |
Фіялка, Світлана Борисівна
|
|
Description |
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата наук із соціальних комунікацій за спеціальністю 27.00.05 – теорія та історія видавничої справи та редагування. – Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут». – Київ, 2012. У роботі виокремлено соціально-комунікативні функції навчальних книг з культурознавства: інформаційно-пізнавальну, світоглядну, інтегративну, закріплення й перевірки знань, організації процесу читання й запам’ятовування, мотиваційну, евристичну, літературно-особистісну, наочну та естетичну. Запропоновано принцип конструювання навчального видання з культурознавства у вигляді двох взаємодоповнювальних інформаційних блоків – теоретичного та історичного. Систематизовано типові стилістичні, логічні, фактичні, орфографічні та пунктуаційні помилки, виявлені в такій літературі. Створено узагальнену модель навчального видання з культурознавства як комунікативну єдність навчального тексту, ілюстрацій та апарату. Автор електронних навчальних видань (додатків) з культурознавства разом з редактором і програмістом мають забезпечити: багаторівневий виклад матеріалу; поділ тексту на невеликі смислові фрагменти з використанням інтерактивної інфографіки; ергономічність видання; адекватний стиль викладу; доцільність і достатність посилань; наявність мультимедійних додатків; підготовку блоку інтерактивного контрольно-практичного матеріалу. Результати дослідження спрямовані на побудову теоретичної бази організації роботи автора й редактора та орієнтовані на використання в редакційно-видавничому процесі та навчанні майбутніх редакторів. Диссертация на соискание научной степени кандидата наук по социальным коммуникациям, специальность 27.00.05 – теория и история издательского дела и редактирования. – Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт». – Киев, 2012. В работе впервые проведено комплексное исследование учебной литературы по культуроведению для высших учебных заведений. Сформулированы рекомендации, способствующие осуществлению коммуникации между учебными изданиями по культуроведению и читателями. Критический анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме диссертации отражает основные направления научных исследований учебной литературы: типологическое, дидактическое, функциональное, структурное, языковое, психологическое, организационно-издательское и др. К факторам, отрицательно влияющим на качество учебной литературы по культуроведению, относят: недостаточный уровень квалифицированной, объективной оценки авторского труда; проблемы в соблюдении действующих стандартов; отдаленность от реалий высшего образования эпохи глобальных коммуникаций; проблемы авторства учебных изданий по культуроведению; отсутствие учебной и справочной базы для авторов; недостатки компьютеризации; неумение обеспечить оптимальный уровень вербализации материала; противоречивость в истолковании понятий «культура», «культурология», «культуроведение». Ведущая координирующая роль в создании учебного издания принадлежит редактору. В диссертации выделена системная совокупность социально-коммуникативных функций учебной книги по культуроведению как основа его редакторского анализа. Издание должно выполнять следующие функции: информационно-познавательную, мировоззренческую, интегративную, закрепления и проверки знаний, организации процесса чтения и запоминания, мотивационную, эвристическую, литературно-личностную, наглядную и эстетическую. Опрос студентов относительно качества учебной литературы по культуроведению свидетельствует о том, что основными ее недостатками являются: слабая структурированность текста (сплошной, не разбитый на подтемы текст параграфа), отсутствие иллюстративного материала, огромные списки литератури, наличие ошибок, избыток терминов. Конструирование учебного издания по культуроведению предполагает подготовку взаимодополняющих информационных блоков – теоретического и исторического. Цель первого – объяснить феномен культури сквозь призму ее общих и самых существенных особенностей, раскрыть структуру, функции, роль в жизни человека и общества, выявить ведущие тенденции в эволюции культуры, охарактеризовать причины развития кризисных явлений. Цель исторического блока – виявить и описать достижения культуры, выделяя самые выдающиеся памятники и имена их создателей. Учебное издание по культуроведению – это единство блока учебного текста и иллюстраций и блока аппарата издания. Каждую из этих функциональных частей составляют подсистемы, которые формируются из множества элементов – структурных единиц, способных относительно самостоятельно выполнять конкретную функцию. Блок аппарата издания состоит из трех подсистем: дотекстовой, притекстовой и послетекстовой. Элементы дотекстового аппарата: выходные сведения (на титуле и его обороте); оглавление; предисловие; списки условных обозначений и сокращений. Притекстовой аппарат составляют такие элементы: дидактический аппарат; внутритекстовые и подстрочные библиографические ссылки на литературу; абреже. Послетекстовый апарат представлен послесловием; внетекстовыми библиографическими ссылками; примечаниями (внетекстовыми) и комментариями; вспомогательными указателями; выходными сведениями (на последней странице). Составляющие учебного текста: вступление, основная часть, выводы, дополнительный текст. Отдельную подсистему представляют иллюстрации. Редакторские рекомендации по проектированию электронных учебных изданий (приложений) по культуроведению предполагают многоуровневое изложение материала; деление текста на небольшие смысловые фрагменты с использованием интерактивной инфографики; эргономичность издания; адекватный стиль написания; целесообразность и достаточность ссылок; наличие мультимедиа-дополнений; подготовку блока интерактивного контрольно-практического материала. В диссертации представлена классификация типичных ошибок, обнаруженных в учебной литературе по культуроведению: стилистические (лексико-стилистические, морфолого-стилистические и стилистико-синтаксические), логические, фактические, орфографические, пунктуационные. В зависимости от коммуникативной цели автора систематизированы метатекстовые единицы, употребляемые в учебной литературе по культуроведческим дисциплинам, − языковые знаки, которые дают возможность передать особенности авторской речи, структурировать материал, ранжировать информацию по важности, управлять усвоением материала, показать относительную информационную ценность фрагментов текста. Результаты исследования направлены на построение теоретической базы организации работы автора и редактора и ориентированы на использование в редакционно-издательском процессе и обучении будущих редакторов. The thesis is submitted for the degree of Candidate of Social communications in the specialty 27.00.05 – theory and history of publishing and editing. – National Technical University «Kiev Polythechnical Institute». – Kyiv, 2012. The dissertation describes social and communication functions of culture textbooks such as: information-educational function, world-view function, integrative function, function of fixing and verifying knowledge, function of managing reading and memorizing, motivational function, heuristic function, literary-personal function, visual function and aesthetic function. The way of modeling of culture textbooks using mutually complementary theoretical and historical blocks is provided. The typical stylistic, logical, factual, orthographical and punctuation errors found in those books are classified. The general model of culture textbooks as communication unity of educational text, graphics and apparatus of book is invented. The author of online cultural educational editions (additions) together with editor and software engineer should provide the following: multilevel description of material; dividing text on small semantic fragments with using interactive infographics; ergonomics of edition; adequate style of providing information; reasonability and sufficiency of references; availability of multimedia additions; providing blocks of interactive tests and practice materials. Results of investigations represent theoretical base for managing authors’ and editors’ work and can be used in editing and publishing processes and teaching editors. |
|
Publisher |
Національний технічний університет України "Київський політехнічний інститут"
|
|
Date |
2012-04-26T12:32:51Z
2012-04-26T12:32:51Z 2012 |
|
Type |
Thesis
|
|
Identifier |
http://library.kpi.ua:8080/handle/123456789/1710
|
|
Language |
uk
|
|