Запис Детальніше

Філософська рефлексія ідеї університету в сучасному суспільстві

DSpace at NTB NTUU KPI

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Філософська рефлексія ідеї університету в сучасному суспільстві
 
Creator Акімова, Олена Андріївна
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.10 – філософія освіти. Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут». – Київ, 2012.
Здійснено філософське дослідження ідеї університету, що, виражаючи ідею єдності освіти й науки як продуктивної сили, відображає роль університету в формуванні всезагального інтелекту в межах інституту освіти. Досліджено основні форми реалізації ідеї університету в сучасних освітніх практиках.
Визначено гуманістичні орієнтири сучасної університетської освіти та здійснено соціологічну рефлексію стану та перспектив університетської освіти в Україні. На основі експертних оцінок окреслено основні протиріччя вітчизняної університетської освіти.
Крізь призму вивчення діалектичної природи діяльності університету окреслено філософські виміри феномену «академічний вплив» як форми реалізації ідеї університету. Обґрунтовано визначальну роль університету в науковому управлінні суспільством і становленні суспільства стійкого розвитку.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.10 – философия образования. Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт». – Киев, 2012.
Осуществлено философское исследование идеи университета, выражающей единство образования и науки как производительной силы, и, отражающей роль университета в формировании всеобщего интеллекта в рамках института образования. Исследован процесс становления университета, который берет свое начало со времен протоуниверситетского образования Античности. На пути его институционализации можно выделить такие исторические вехи, как средневековый университет, университет эпохи Возрождения, университет Нового времени, эпохи Просвещения, а также оформление в XIX веке классической идеи университета, центральные положения которой исследуются автором. Именно в ней воплощена идея универсальности образования через интеграцию образования, науки и культуры.
Исследованы основные формы реализации идеи университета в современных образовательных практиках. Автор разграничивает три основные модели реализации идеи университета: модель В. фон Гумбольдта или немецкая модель, где подчеркивается гуманистический идеал «бескорыстного» обучения и проведения научных исследований; наполеоновская или французская, которая предоставила подготовку элиты нации специализированным учреждениям – Grandes Ecoles (вузам), и атлантическая, или англо-американская. Последняя базируется на идее университетов как центров образования и научных исследований согласно требованиям общества, а не интересов научного сообщества (как в модели Гумбольдта), или политических целей государства (как в наполеоновской модели).
Определены гуманистические ориентиры современного университетского образования и осуществлена социологическая рефлексия состояния и перспектив университетского образования в Украине. Среди путей гуманизации общественных отношений выделены такие, как формирование диалектического мышления, а также культивирование социальной ответственности будущих специалистов, которая является мерилом их профессиональных качеств, способом соотнесения работника в рамках социальных взаимодействий, исходным условием корпоративной социальной ответственности. Доказано, что именно университет способен предложить такие формы обучения, которые основываются на принципе творческой активности субъекта в процессе познания объективной реальности и действительности, сочетании гуманитарной и специальной подготовки, теории и осуществляется благодаря эффективным механизмам аккумуляции и распространения знаний в пределах университета, который, формируя новые
общественные потребности и интересы, в свою очередь, закладывает основу очередных общественных преобразований. Отмечается, что университет в европейской традиции, кроме храма науки и образования постепенно обретает значение центра общественно-политического, культурно-образовательного и научно-исследовательского центра, катализатора свободы, творчества и научного поиска.
Обосновано определяющую роль университета в научном управлении обществом и становлении общества устойчивого развития сквозь призму понятия «всеобщий интеллект». Отмечается, что важное место в формировании «всеобщего интеллекта» занимает всеобщий труд, как его исходная точка и его продолжение. Воплощаясь в основном в форме научной, исследовательской деятельности, всеобщий труд неразрывно связан со становлением науки как особой производительной силы и является важной характеристикой самой идеи университета.
The thesis for candidate’s degree in Philosophy in specialty 09.00.10 – Philosophy of Education. – National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute". – Kyiv, 2012.
Philosophic research of university idea, reflecting the role of universities in forming of universal intelligence within the institute of education by means of expressing the idea of education and science unity as a productive force, was carried out. The main forms of university idea in modern educational practices are developed.
The humanistic orientation of modern university education and provided sociological reflection of current situation and prospects of university education in Ukraine are examined. Based on expert assessments the basic contradictions of domestic university education are underlined.
Through the prism of the dialectical study of university nature the philosophical dimensions of the phenomenon "academic impact" as a form of university idea realization were determined. The decisive role of the university in the scientific management and sustainable development of society was proved.
 
Publisher Національний технічний університет України "Київський політехнічний інститут"
 
Date 2012-12-28T09:59:59Z
2012-12-28T09:59:59Z
2012
 
Type Thesis
 
Identifier http://library.kpi.ua:8080/handle/123456789/2370
 
Language uk