Запис Детальніше

Формування механізму забезпечення конкурентоспроможності інноваційної продукції (на прикладі підприємств електротехнічної галузі)

DSpace at NTB NTUU KPI

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Формування механізму забезпечення конкурентоспроможності інноваційної продукції (на прикладі підприємств електротехнічної галузі)
 
Creator Лободзинська, Тетяна Петрівна
 
Description Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук за спеціальністю 08.00.04 – Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності). Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут» Міністерства освіти і науки, молоді та спорту України, Київ, 2013.
У дисертаційній роботі поглиблено й удосконалено теоретико-методичних та науково-практичні засади формування механізму забезпечення конкурентоспроможності інноваційної продукції електротехнічних підприємств.
Розкрито економічну сутність інновацій, інноваційної продукції та визначено чинники забезпечення їх конкурентоспроможності. Доведено, що під дією означених чинників формується інноваційний тип поведінки підприємства шляхом створення і застосування стійких конкурентних переваг підприємства. Досліджено підходи до формування механізму забезпечення конкурентоспроможності інноваційної продукції.
Здійснено діагностику стану та тенденцій виробництва інноваційної кабельно-провідникової продукції підприємств електротехнічної галузі. Проаналізовано чинники впливу на конкурентоспроможність кабельно-провідникової продукції інноваційного типу. Запропоновано науково-методичний підхід та оцінено конкурентоспроможність нового виду високовольтної кабельно-провідникової продукції зі зшитою поліетиленовою ізоляцією.
Розроблено теоретико-методичні засади формування механізму забезпечення конкурентоспроможності інноваційної продукції підприємств електротехнічної галузі. Удосконалено систему управління якістю електротехнічної продукції та надано науково-практичні рекомендації щодо управління витратами на інноваційну продукцію електротехнічних підприємств, які надають можливість організувати регламентне забезпечення системи управління якістю продукції з метою підвищення її конкурентоспроможності, забезпечить прийняття обґрунтованих управлінських рішень щодо розміру витрат на дослідження, отримати кумулятивний ефект та забезпечити уточнення цінової політики підприємства.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.04 – Экономика и управление предприятиями (по видам экономической деятельности). Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Киев, 2013.
В диссертационной работе проведено исследование теоретических, методических и практических положений, найдено новое решение научно-прикладной задачи – разработка теоретических и методических основ формирования механизма обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции электротехнических предприятий. Дополнен категориальный аппарат в области теории инноваций на основе уточнения экономической сущности инноваций, которые наделяют процессы, явления и категории новыми характерными признаками и предполагают, что промышленная продукция под влиянием инновационного подхода рассматривается как «инновационная», включая в себя признаки, присущие традиционной продукции и инновации.
Идентифицированы факторы обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции на таких уровнях, как «потребитель» и «производитель». С учетом преференций каждого выявлено, что на первое место для указанных институций выходит цена, а качество рассматривается как элемент управления производством инновационной продукции. Проведена диагностика уровня конкурентоспособности инновационной продукции электротехнических предприятий. Обобщая результаты анализа инновационных процессов на предприятиях электротехнической отрасли, можно констатировать, что они происходят в условиях сокращения сырьевой базы, роста дефицита финансовых ресурсов и других социально-экономических проблем. Кроме того, продвижение инноваций осложняется отсутствием развитой инновационной инфраструктуры. Для украинского рынка кабельно-проводниковой продукции характерен высокий уровень конкуренции со стороны других государств, поэтому предприятия-производители отказываются от узкой специализации и стремятся дифференцировать ассортимент по количеству и качеству. При оценке конкурентоспособности инновационной высоковольтной кабельно-проводниковой продукции использован научно-методический подход, основанный на определении экономического эффекта от внедрения данного вида продукции в серийное производство. Результат расчетов подтверждает конкурентоспособность исследуемого вида инновационной кабельно-проводниковой продукции.
Разработаны теоретические и методические основы формирования механизма обеспечения конкурентоспособности инновационной продукции, учитывающие особенности новой продукции предприятий электротехнической отрасли. В рамках механизма в виде центрального звена предложен венчурный образовательно-научно-производственный кластер, который дает возможность обеспечить конкурентоспособность инновационной продукции и учесть интересы всех участников инновационного процесса.
Усовершенствованы теоретико-методические положения по управлению затратами на качество кабельно-проводниковой продукции, которые позволяют организовать регламентное обеспечение системы управления качеством продукции с целью повышения ее конкурентоспособности за счет сочетания двух составляющих: управление затратами на качество и обеспечение системы управления качеством. Предложены практические рекомендации по реализации финансового механизма обеспечения конкурентоспо- собности инновационной продукции, которые учитывают инновационную составляющую в ее стоимости и являются методическим базисом для определения диапазона влияния себестоимости на доход от реализации. Они также обеспечивают принятие обоснованных управленческих решений относительно размера расходов на исследования, возможность
получить кумулятивный эффект и повысить конкурентоспособность инновационной продукции предприятия.
Dissertation for obtaining a Candidate of Economic Sciences scientific degree (08.00.04 specialty) – Economy and management of enterprises (by types of economic activity). National Technical University of Ukraine «Kyiv Polytechnical Institute», Ministry of Education and Science, Youth and Sports of Ukraine, – Kyiv, 2013.
The dissertation is devoted to theoretical, methodological, scientific and practical bases of the mechanism formation to ensure the competitiveness of innovative products of electrical enterprises.
The economic essence of innovations, innovative products is discussed, and the factors that ensure their competitiveness are identified. It is asserted that an innovative type of behavior of enterprise is formed under the above-mentioned factors by creating and applying of sustainable competitive advantages of the enterprise. The approaches to the mechanism formation to ensure the competitiveness of innovative products are researched.
The diagnostics of state and trends of innovative cable products production in the electrical enterprises is done. The factors that influence the competitiveness of innovative cable products are analyzed. A scientifical and methodical approach is proposed and the assessment of the competitiveness of a new type of high-voltage cables and conductors with crosslinked polyethylene insulation is done.
The theoretical and methodological principles of mechanism formation to ensure the competitiveness of innovative products of electrical industry enterprises are worked out. The system of quality management of electrical products is improved and scientifical and practical advices on managing the expenses on innovative products of electrical enterprises are provided, that give the opportunity to organize regular technical support of quality management system in order to increase its competitiveness, ensure the reasonable decision-making on the amount of expenses on research,gain the cumulative effect and provide the clarification of pricing policy of the enterprise.
 
Date 2013-03-01T13:53:08Z
2013-03-01T13:53:08Z
2013
 
Type Thesis
 
Identifier http://ela.kpi.ua/handle/123456789/2536
 
Language uk