Запис Детальніше

Дифференциация самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин

Журнал "Теорія та методика навчання математики, фізики, інформатики"

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Дифференциация самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин
Диференціація самостійної роботи студентів при вивченні математичних дисциплін
Differentiation of individual work of students in the study of mathematical disciplines
 
Creator Ванжа, Наталія Володимирівна
 
Description Совершенствование форм и методов самостоятельной работы студентов является, в настоящее время, одним из основных путей повышения эффективности подготовки специалистов. Планируя самостоятельную работу студентов, преподаватель должен учитывать их индивидуальные отличия: психофизиологические особенности, уровни обученности и обучаемости, интересы и потребности и т.д.В психологии выделяют следующие виды дифференциации обучения:а) темповая дифференциация, которая учитывает свойства нервной системы, проявляющиеся в скорости мышления, обучаемости, способности напряженно работать;б) профильная дифференциация, отражающая специфику познавательных интересов учащихся;в) уровневая дифференциация, в основе которой лежит учет уровня обученности студента и уровня его притязаний.Темповая и уровневая дифференциации должны найти свое отражение в практике организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин.Первым этапом реализации дифференцированного подхода является диагностика уровня обученности студентов путем входного тестирования. Входное тестирование решает следующие задачи: 1) определение уровня исходных знаний и способностей студентов для дифференциации обучения; 2) выявление одаренных, творчески мыслящих студентов, способных заниматься научной работой; 3) выявление студентов, имеющих серьезные пробелы в знаниях.В Полтавском кооперативном институте входное тестирование является обязательным учебным мероприятием. Преподаватели математики включают в тестовое задание вопросы трех уровней, в зависимости от навыков, необходимых для их решения. Таблица 1.Соотношение вопросов в тесте Уровень вопросовЗнания, навыки, уменияУдельный вес, %ІПростейшие вычислительные навыки, знание основных формул, умение использовать их в простейших задачах30ІІУмения решать задачи базового школьного уровня60ІІІУмения решать нестандартные задачи, задачи на сообразительность10 Студенты, не справившиеся с заданием І уровня, нуждаются в срочной помощи, поэтому очень важно выявить их своевременно. Для этих студентов составляются программы реабилитации, организуются дополнительные занятия, что позволяет им быстрее адаптироваться к условиям обучения в вузе.Часто в группе есть 1–2 человека, которые заметно отличаются от основной массы студентов серьезным отношением к учебе, развитым творческим мышлением, нестандартным видением проблем. Тестирование позволяет с первых дней «вычислить» таких студентов. Для них необходимо готовить задания, позволяющие задействовать в полной мере их интеллектуальный и творческий потенциал.Этих студентов целесообразно привлекать к работе в качестве ассистента преподавателя на практических занятиях. Студенты получают помощь, отличники глубже усваивают материал, одновременно зарабатывая авторитет.В целом результаты входного тестирования преподаватель использует для дифференциации самостоятельной работы студента, а также для дозирования помощи при ее осуществлении.При проведении практических занятий по высшей математике мы использовали специально подготовленный раздаточный материал – карточки с заданиями для обучающей самостоятельной работы. Эти карточки имеют разветвленную структуру и позволяют студенту продвигаться вперед в свойственном ему темпе и достигать уровня знаний, соответствующего его возможностям и потребностям.Задачи а, б, в блока А носят дублирующий характер. Уровень сложности от задачи к задаче повышается незначительно. Задачи б и в предназначены для средних и слабых студентов. Студенты, справившиеся легко с заданием 1 а) могут переходить непосредственно к 2 а) и так далее. Горизонталь 1 – 2 – 3 – 4 содержит задачи разных типов, уровень сложности здесь может повышаться существенно. Блоки А, В, С соответствуют базовому, расширенному и углубленному уровням знаний. Слабые студенты решают большое количество простых задач, овладевая уровнем А. Средние и сильные студенты самостоятельно выбирают свой путь продвижения вперед (например, 1 а, 2 а, 2 б, 3 а, 4 а, 4 б или 1 а, 2 а, 3 а, 4 а) и быстро достигают уровня В и возможно С. Преподаватель, используя результаты входного тестирования, должен контролировать и корректировать выбор студента.Работа студентов, выполнивших задания уровней В и С, оценивается на занятии.Помощь преподавателя при осуществлении самостоятельной работы также дифференцируется. Это может быть ссылка на формулу, которую можно использовать, или непосредственное ее напоминание; указание на прием или метод решения, отсылка к лекционному материалу или разбор задания на доске и т.д.Часть заданий для проверки правильности выполнения решается на доске. При решении задач из блока А возле доски работают средние и слабые студенты, из группы В – сильные и средние.Дифференцированный подход к осуществлению самостоятельной работы позволяет реализовать принцип гуманизации образования. Такая система организации самостоятельной работы предоставляет каждому студенту возможность работать в наиболее приемлемом для него режиме, что способствует максимальному развитию его способностей, интеллекта, интуиции.
Темпова і рівнева диференціації мають знайти своє відображення в практиці організації самостійної роботи студентів при вивченні математичних дисциплін. Диференційований підхід до здійснення самостійної роботи дозволяє реалізувати принцип гуманізації освіти.
Tempo and level differentiation must be reflected in the practice of the organization of individual work of students in the study of mathematical disciplines. A differentiated approach to the implementation of self-study allows to implement the principle of humane education.
 
Publisher State institution of higher education «Kryvyi Rih National University»
 
Date 2013-11-16
 
Type info:eu-repo/semantics/article
info:eu-repo/semantics/publishedVersion
 
Format application/pdf
 
Identifier http://ccjournals.eu/ojs/index.php/tmn/article/view/158
 
Source Theory and methods of learning mathematics, physics, informatics; Vol 1 No 1 (2001): Theory and methods of teaching mathematics; 48-51
Теория и методика обучения математике, физике, информатике; Vol 1 No 1 (2001): Theory and methods of teaching mathematics; 48-51
Теорія та методика навчання математики, фізики, інформатики; Vol 1 No 1 (2001): Theory and methods of teaching mathematics; 48-51
2309-1479
 
Language rus
 
Relation http://ccjournals.eu/ojs/index.php/tmn/article/view/158/149
 
Rights Copyright (c) 2014 Theory and methods of learning mathematics, physics, informatics