Запис Детальніше

Саморазвитие личности в юношеском возрасте как дискурсивная конструкция: обоснование и результаты исследования

eKhNUIR

Переглянути архів Інформація
 
 
Поле Співвідношення
 
Title Саморазвитие личности в юношеском возрасте как дискурсивная конструкция: обоснование и результаты исследования
 
Creator Зимовин, А.И.
 
Subject Research Subject Categories::SOCIAL SCIENCES::Social sciences::Psychology
саморазвитие личности, выбор, юношеский возраст, дискурс, дискурсивная психология, культурно-историческая психология, самость, анализ по единицам
 
Description Саморазвитие личности в юношеском возрасте рассматривается автором как дискурсивная конструкция, создаваемая в общении людей в культурно-исторических условиях их существования. На основании теоретического анализа, разрабатывается представление о единице психологического анализа саморазвития личности, которая должна позволить понять его в единстве структурных и динамических аспектов. В качестве
такой единицы выступает действие выбора между противоречивыми позициями, самостями, идентичностями. Делается вывод, что саморазвитие – это выбор самого себя в условиях обострившегося противоречия
внутри одной самости или между самостями, имеющими отношение к разным дискурсам, что приводит к агентивному, рефлексивному позиционированию. С помощью дискурс-анализа рассказов лиц юношеского возраста о себе и своей жизни определены узловые точки дискурсивной конструкции саморазвития: «учёба», «самовоспитание», «самосовершенствование»,«самостроительство», «спорт», «путешествия»,«работа», «хобби», «жизнь», «отвращение к людям». Показано, что осознанная значимость саморазвития представлена студентами в конструкциях: «самовоспитание», которое связано с изменением своих личностных особенностей, «самосовершенствование» – с развитием интеллектуальной составляющей и «самостроительство» – с определением своего будущего. К субъектным позициям, которые соотносятся с осознанием значимости саморазвития, относятся: «успешный человек», «перфекционист» и реже «студент». Выявленные в конкретных рассказах лиц юношеского возраста противоречивые самости, сам факт артикуляции необходимости совершения выбора в этих условиях иллюстрируют продуктивность рассмотрения в качестве единицы психологического анализа саморазвития личности действия выбора.
 
Date 2016-05-26T08:58:05Z
2016-05-26T08:58:05Z
2015
 
Type Article
 
Identifier Зимовин А. И. Саморазвитие личности в юношеском возрасте как дискурсивная конструкция: обоснование и результаты исследования / Алексей Иванович Зимовин // Проблеми сучасної психології: Збірник наукових праць Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка, Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України / за наук. ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфрієвої. – Вип. 28. Кам’янець-Подільський: Аксіома, 2015. С. 142–160.
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/11851
 
Language ru
 
Publisher Кам'янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, Національна академія педагогічних наук України, Інститут психології імені Г.С. Костюка