Коммуникативный механизм стигматизации как основа формирования негативного образа профессии
eKhNUIR
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Коммуникативный механизм стигматизации как основа формирования негативного образа профессии
|
|
Creator |
Кравченкова, Г.Н.
|
|
Subject |
коммуникативный механизм
образ профессии коммуникативный механизм стигматизации социальная коммуникация негативный стереотип профессии повседневность |
|
Description |
Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по специальности 22.00.04 – специальные и отраслевые социологии. – Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина. – Харьков, 2010. В диссертации проанализированы теоретико-методологические подходы к исследованию коммуникативного механизма стигматизации как основы формирования негативного образа профессии в условиях современного украинского общества. Обоснована теоретическая интерпретация понятия «образ профессии» как процесса обозначения определенной профессии одним или несколькими социальными признаками, которые указывают на дискредитирующие факты о субъекте социального взаимодействия, связанные с его профессией. В свою очередь, коммуникативный механизм стигматизации профессий определяется в работе как сложная система взаимодействия, основанная на передаче информации о профессии при помощи специальных средств, затрагивающей все уровни коммуникации в условиях специфических коммуникативных ожиданий негативного характера. В работе выделены и охарактеризованы коммуникативные практики стигматизации профессий, представленные в продуктах текстовой (анекдоты), аудиовизуальной (киноленты, скетч-шоу), визуально-текстовой коммуникации (демотивационные плакаты), реализуемые посредством слухов, сплетен и злословия в неформальных коммуникациях, а также опосредуемые применением манипулятивных технологий в телевизионном дискурсе (например, журналистские расследования). Особое внимание уделяется эмпирической интерпретации, а также классификации понятий и категорий стигматизации профессий на основе данных качественного исследования по трем группам категорий: отношения, работа, характеристики. Охарактеризованы все элементы коммуникативного механизма стигматизации профессий: (1) маркирование профессиональных групп посредством обозначения стигматизированными номинациями в межличностных коммуникациях; (2) поглощение продуцируемых повседневными взаимодействиями категорий, типизаций, номинаций средствами массовой коммуникации; (3) преобразование, фильтрация, оформление полученной информации; (4) формулировка стигматизирующего медиа-месседжа, для передачи при помощи СМК; (5) трансляция данного сообщения посредством специальных коммуникативных технологий и особых механизмов воздействия в социальных коммуникациях; (6) восприятие и усвоение массовой аудиторией стигм, трансформация их в социальные стереотипы; (7) использование стигматизирующих номинаций и типизаций в повседневных взаимодействиях; (8) факторы стигматизации, которые активизируют действие механизма в целом и реализованы в негативных коммуникативных ожиданиях. На основе анализа проведенного автором эмпирического социологического исследования коммуникативного механизма стигматизации как основы формирования негативного образа профессии в повседневном сознании граждан Украины определены содержательные характеристики стигматизированных профессий. Показано, что социокультурные условия и коммуникативные предпосылки стигматизации профессий в украинском обществе представляют собой особенности культуры транзитивного общества, отличающегося во многих случаях непониманием социальной ситуации со стороны его граждан и их маргинальной самоидентификацией. Выделены основные критерии стигматизации профессий: негативные социальные практики, негативное содержание работы, негативное впечатление. Реализованная автором классификация групп стигматизированных профессий по сферам деятельности и уровню дохода позволила выявить причины стигматизации, представленные в непосредственном выполнении профессиональных обязанностей («грязная работа»), в степени дистанцирования от «простых людей» и в применении коррупционных практик, которые являются источником незаконного дохода и выступают фактором усиления эффекта стигматизации. В результате эмпирического исследования автор приходит к выводу, что стигматизация профессий дифференцирована в зависимости от субъекта восприятия профессии. Доказано, что существуют межпоколенческие различия в восприятии профессий: если респонденты старшего возраста не отличаются предубежденным отношением к представителям рабочих профессий, неотъемлемым атрибутом которых является «грязная работа», то у многих молодых респондентов любая работа, связанная с физическим трудом, вызывает чувство отвращения и пренебрежения. Подчеркнуто, что в коммуникативных практиках стигматизации в современном украинском обществе особое значение приобретает Интернет. Также, на основе проведенного социологического исследования сделан вывод о том, что механизм стигматизации профессий реализуется посредством несоответствия профессий социальным ожиданиям в координатах дихотомных переменных социального действия. |
|
Date |
2016-12-13T13:55:16Z
2016-12-13T13:55:16Z 2010 |
|
Type |
Thesis
|
|
Identifier |
http://dspace.univer.kharkov.ua/handle/123456789/12352
|
|
Language |
ru
|
|