Формування конкурентоспроможності сільськогосподарського підприємства: теорія, методологія, практика
Institutional Repository of Zhytomyr National Agroecological Universit
Переглянути архів ІнформаціяПоле | Співвідношення | |
Title |
Формування конкурентоспроможності сільськогосподарського підприємства: теорія, методологія, практика
|
|
Creator |
Николюк, О. М.
Николюк, О. Н. Nykolyuk, О. |
|
Subject |
конкурентоспроможність підприємства
сільськогосподарське підприємство конкурентна перевага конкурентний потенціал управління конкурентоспроможністю оцінка конкурентоспроможності конкурентна стратегія конкурентоспособность предприятия сельскохозяйственное предприятие конкурентное преимущество конкурентный потенциал управление конкурентоспособностью оценка конкурентоспособности конкурентная стратегия enterprise competitiveness agricultural enterprise competitive advantage competitive potential management of competitiveness competitiveness assessment competitive strategy |
|
Description |
У дисертаційній роботі обґрунтовано науково-методологічний підхід до дослідження процесу формування конкурентоспроможності сільськогосподарського підприємства. Визначено теоретико-методологічну складову управління конкурентоспроможністю суб’єктів агробізнесу та процесом її формування. Розроблено методику оцінки рівня конкурентоспроможності із врахуванням інформаційного забезпечення сільськогосподарських товаровиробників. Висвітлено методичний підхід до аналізу та оцінки зовнішніх чинників конкурентоспроможності. Ідентифіковано проблеми, що перешкоджають формуванню конкурентних переваг вітчизняних сільськогосподарських підприємств. Обґрунтовано напрями і механізми формування та утримання конкурентоспроможності суб’єктів агробізнесу із урахуванням особливостей їх господарської діяльності. Розроблено модель забезпечення конкурентоспроможності підприємства на інноваційній основі. В диссертации исследованы теоретико-методологические и научно-практические аспекты формирования конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Учитывая результаты анализа исторической трансформации научной мысли в сфере конкуренции и конкурентоспособности, выделены этапы развития теории конкурентоспособности предприятий. На основе теоретических обобщений дано определение сущности понятия «конкурентоспособность предприятия». Разработана структурно-функциональная модель процесса формирования конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия. Усовершенствована классификация факторов конкурентоспособности, которая учитывает их роль в процессе формирования конкурентных позиций бизнес-структур. Обоснована концепция управления конкурентоспособности, которая охватывает его принципы, функции и механизм. Разработаны научно-методологические положения проведения исследования процесса формирования конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Обобщены особенности и задачи оценки и моделирования конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Предложена методика оценки уровня конкурентоспособности, учитывающая особенности информационного обеспечения сельскохозяйственных предприятий, которая предполагает использование методов главных компонент, таксономического анализа, интегрального и экспертного оценивания. В работе идентифицированы основные проблемы, которые препятствуют формированию устойчивых конкурентных преимуществ субъектов агробизнеса. Проведена комплексная диагностика конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий с разным организационно-правовым статусом. Усовершенствована методика оценки рисков, использование которой дало возможность определить наиболее значимые риски сельскохозяйственных предприятий и наиболее рисковые отрасли сельского хозяйства. Предложен методический подход к оценке выполнения функций институциональной средой конкуренции производителей сельскохозяйственной продукции, который основывается на положениях теории нечетких множеств. Определена роль диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий в процессе формирования их конкурентоспособности. Выделены приоритетные формы и направления диверсификации с учетом финансово-экономического состояния и ресурсной базы сельскохозяйственных предприятий. Доказана необходимость интеграции сельскохозяйственных производителей как по горизонтали, так и вдоль маркетинговой цепи. Разработана модель процесса консолидации их потенциалов с целью интегрирования, а также предложена методику оптимизации состава и структуры объединения, функциональных обязанностей и правил взаимодействия участников интеграции между собой и с внешней средой. Обоснована важность устойчивого развития субъектов агробизнеса в процессе формирования их конкурентоспособности. Разработан механизм обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий, который реализуется за счет внутренних методов и внешних регуляторов управления их деятельностью. Построена модель устойчивого развития, использование которой дает возможность спрогнозировать уровень прибыли субъекта агробизнеса при разных объемах финансирования природоохранных и социальноориентированных мероприятий. В качестве решения проблем, препятствующих инновационному развитию субъектов агробизнеса предложено формирование системы провайдинга инноваций на основе общенациональной платформы и университетских центров трансфера технологий. Выделены преимущества и резервы обеспечения устойчивых конкурентных позиций на европейских рынках. В работе обоснована методика оценки конкретных позиций предприятия в разрезе видов сельскохозяйственной продукции, которая опирается на методы портфельного и кластерного анализа с использованием матрицы «Взвешенный уровень рентабельности / Относительная доля рынка». Предложена многокритериальная модель оптимизации производственной структуры субъекта агробизнеса, которая предусматривает снижение себестоимости их продукции и увеличение эффективности. Установлена определяющая роль обеспечения низкой себестоимости сельскохозяйственной продукции без потерь качества в процессе формировании конкурентоспособности предприятия. Определены составляющие механизма управления затратами сельскохозяйственных предприятий. Выявлены резервы снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции в зависимости от размера предприятия и уровня рентабельности его деятельности. Доказана системообразующая функция маркетинговой деятельности в процессе формирования конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий. Выделены резервы повышения добавочной стоимости продукции, особенности которых зависят от ее вида и объемов партий поставок, а также от типа рынка. Согласно тех же критериев, распределены каналы сбыта, оптимизация которых должна обеспечить сельскохозяйственному производителю наиболее выгодную цену продукции. Обоснован методический подход к разработке конкурентной стратегии сельскохозяйственного предприятия, которая представляет собой совокупность стратегических направлений формирования и удержания конкурентоспособности с учетом его размеров, текущих конкурентных позиций и корпоративной стратегии. Разработана динамическая модель обеспечения конкурентоспособности субъектов агробизнеса. The scientific and methodological approach to the agricultural enterprise competitiveness formation process was grounded in the thesis research. The theoretical and methodological component of the agribusiness entities competitiveness management has been determined. The competitiveness level assessment taking into account the agricultural producers’ information provision methodology has been developed. The methodical approach to the competitiveness external factors analysis and assessment has been presented. The problems that hinder the domestic agricultural enterprises competitive advantages have been identified. The agricultural enterprises competitiveness formation directions and mechanisms considering the peculiarities of their economic activity have been grounded. The model of agricultural enterprise competitiveness ensuring based on innovative development has been worked out. |
|
Date |
2018-10-18T08:47:07Z
2018-10-18T08:47:07Z 2017 |
|
Type |
Synopsis
|
|
Identifier |
Николюк О. М. Формування конкурентоспроможності сільськогосподарського підприємства: теорія, методологія, практика : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня д-ра екон. наук : спец. 08.00.04 «Економіка та управління підприємствами (за видами економічної діяльності)» / О. М. Николюк. – Житомир, 2009. – 36 с.
http://ir.znau.edu.ua/handle/123456789/9233 |
|
Language |
uk
|
|
Publisher |
Житомирський національний агроекологічний університет; Полісся
|
|